Оценка влияния мер государственной поддержки на развитие человеческого потенциала и качество жизни населения Красноярского края

Государственное и муниципальное управление
, Год разработки проекта: 2021

В настоящее время в условиях серьезных политических конфликтов и охватившей мир пандемии происходит переоценка взглядов и представлений. В том числе это касается и качества жизни как ключевой социальной проблемы, затрагивающей все стороны жизни людей. От глубины и последовательности решения этой проблемы зависит не только перспектива развития цивилизации, но и успех деятельности стран, регионов, организаций и отдельных людей. Именно поэтому вопросы качества жизни являются одной из актуальных тем как научных исследований, так и практических разработок.

Улучшение качества жизни выдвигается объективным ходом регионального развития и востребовано населением. Ориентация органов регионального управления на целевую установку улучшения качества жизни требует относиться к этой задаче как к масштабному социально-экономическому проекту, связанному с научно-обоснованным определением перспектив развития экономики, социальных процессов, явлений и целенаправленного изменения соответствующих институциональных условий.

Важнейшей особенностью качества жизни является его нацеленность на конкретного человека как объекта, ориентированного на улучшение своего положения в обществе. Отсюда, управляющая стратегия должна быть адресной и относиться к социальным или статусным группам.

По утверждению российских и зарубежных ученых качество жизни следует рассматривать, с одной стороны, как индикатор оценки социально-экономической эффективности реализуемых стратегических инициатив, а с другой, как своеобразный компас, указывающий направления для дальнейшего развития. Имеется целый ряд методов, методик и индексов оценки, которые отражают изменение социального прогресса во времени, ориентируясь не только на статистику, но и субъективные мнения участников опроса.

Определения качества жизни, данные российскими исследователями, основываются на субъективных и объективных его характеристиках, в целом, давая комплексную оценку направления взаимодействия личности с ее социальным окружением и властью. Главным показателем при этом выступает степень субъективной удовлетворенности личности образом своей жизнедеятельности в условиях объективных (политических, культурных, экологических, социально–экономических) составляющих качества жизни.

В настоящее время понятие «качество жизни и развитие человеческого потенциала» заняло в общественном мнении и научном обороте прочное положение. Интерес к этой проблематике свидетельствует о том, что общество озабочено не только вопросами самосохранения, но и вопросами устойчивого социально-экономического развития и восстановления своей роли и своего места в мире. Интерес обусловлен и процессами глобализации, которые диктуют необходимость создания достойных условий жизни не только для будущих, но и ныне живущих поколений. Значимость проблем для Красноярского края возрастает и в связи с активизацией процессов старения и депопуляции населения, ведущих к дефициту человеческих ресурсов. Следует добавить и не снижающийся ежегодный отток населения как признак неудовлетворенности жизнью в регионе.

Также, обращает на себя внимание нарастание социальных противоречий, обусловленных непониманием населения влияния мер государственной поддержки на изменение уровня социально-экономического развития территорий и рост качества жизни.

Отсюда, необходимость повышения действенности и эффективности принимаемых управленческих решений стратегического характера по повышению качества жизни населения и развития человеческого потенциала на региональном и муниципальном уровнях, в рамках реализуемых мер государственной поддержки в формате государственных программ и национальных (региональных) проектов. И здесь наиболее проблемными остаются вопросы несоответствия целевых задач и ожидаемых результатов, распыление государственных ресурсов по программам и мероприятиям, имеющим схожие целевые задачи.

Целью данного исследования является разработка методических подходов и информационно-аналитического обеспечения мониторинга и оценки влияния мер государственной поддержки на качество жизни населения и развития человеческого потенциала, локальные и системные изменения развития территорий края для обеспечения подготовки и принятия управленческих решений о целесообразности их использования или корректировке приоритетов поддержки в рамках документов стратегии планирования Красноярского края.

Для решения проблем оценки эффективности мер государственной поддержки, реализуемых в государственных программах, национальных (региональных) проектах, получены следующие научно-практические результаты:

1. Систематизированы действующие меры государственной поддержки по уровням управления (федеральный, региональный), видам, размерам, условиям, целевым показателям результативности, критериям отбора заявок на межбюджетный трансфер, выбора объектов инфраструктуры. Определена их взаимосвязь посредством целевых показателей с базовыми параметрами качества жизни населения и развития человеческого потенциала, дана оценка влияния мер государственной поддержки на локальные и системные изменения качества жизни населения и развития человеческого потенциала Красноярского края.

2. Разработана многоуровневая и многокритериальная модель оценки качества жизни населения и уровня развития человеческого потенциала на основе систематизации целевых показателей (показателей результативности) государственных программ края, национальных (региональных) проектов края.

3. Разработано информационно-аналитическое обеспечение мониторинга и оценки качества жизни населения и уровня развития человеческого потенциала: реляционная база исходных данных (статистические данные, база данных опросов населения); методика расчетов базовых показателей оценки влияния мер государственной поддержки на изменение показателей качества жизни и уровня развития человеческого потенциала.

4. На основе разработанной модели оценки качества жизни населения и развития человеческого потенциала дана оценка текущего состояния и динамики развития базовых показателей и уровня в целом по муниципальным образованиям (макрорайонам) Красноярского края за 2015-2020 гг.

5. Проведено позиционирование муниципальных образований края по уровню и скорости изменения базовых элементов качества жизни населения и уровня развития человеческого потенциала.

6. Представлена оценка качества жизни населения и развития человеческого потенциала на основе результатов опросов населения по муниципальным образованиям Красноярского края.

7. Предложена методика расчетов базовых показателей и оценки влияния мер государственной поддержки на локальные и системные изменения качества жизни населения и уровня развития человеческого потенциала края.

8. Предложена методика позиционирования макрорайонов по локальным и системным изменениям качества жизни и уровня развития человеческого потенциала в зависимости от мер государственной поддержки.

9. Сформированы методические подходы к определению целесообразности использования мер государственной поддержки в целях развития качества жизни населения и развития человеческого потенциала Красноярского края.

Практическая значимость результатов состоит в подготовке реляционной базы исходных данных и комплекса методик, положенных в основу формирования информационно-аналитического обеспечения мониторинга качества жизни населения и развития человеческого потенциала и оценки влияния мер государственной поддержки на их изменение, в возможности подготовки и принятия объективных управленческих решений на основе научно-обоснованной оценки взаимосвязи мер государственной поддержки, параметров качества жизни населения и развития человеческого потенциала:

— сравнительного анализа результатов оценки уровня удовлетворенности качества жизни населения и развития человеческого потенциала на основе статистических данных результатов опроса;

— выявления проблемных зон неудовлетворенности качеством жизни населения муниципальных образований;

— выявление неэффективных мер государственной поддержки, оказывающих незначительное влияние, как на отдельные категории населения, так и муниципальных образований в целом;

— определения необходимости корректировки видов мер, показателей результативности, объёмов финансирования по объектам инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края.

Предложенный научно-практический инструментарий позволяет оценить уровень влияния мер государственной поддержки отдельной программы (проекта) и взаимовлияния программ (проектов) на отдельный параметр модели качества жизни; оценить отклонения оценки удовлетворенностью качества жизни населениям муниципальных образований Красноярского края от оценки параметров на основе статистики; определить соответствие показателей результативности национальных (региональных) проектов целевым задачам локального, системного влияния на качество жизни; определить необходимость корректировки видов мер, показателей результативности, и объемов финансирования объектов инфраструктуры по муниципальным образованиям Красноярского края.